mykonosestates.com
Схема проезда

Багет - лучше для декора нет

Великие художники разных эпох не только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих картин - они делали эскизы элементов багета или даже сами его изготавливали. Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что "рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять - она должна быть с ней единым целым". Наверное, стоит прислушаться к мнению великого Леонардо и подойти к выбору рамы со всей серьезностью. Неважно, что вы хотите обрамить, важно, как это сделать. Прямо скажем, задачка не из легких. С одной стороны, рама должна подчеркнуть неповторимость и индивидуальность произведения искусства, а с другой - быть полноценным элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в который оно помещено.

И если среди документов, которые вы намерены выставить на всеобщее обозрение, нет диплома декоратора, лучше обратиться в багетную мастерскую. Одна из основных задач ее сотрудников заключается как раз в том, чтобы помочь вам найти достойный компромисс между художественной ценностью изображения и требованиями интерьера. Только в столице на сегодняшний день насчитывается около 120 подобных предприятий. Да еще при каждой третьей художественной галерее есть свои небольшие мастерские, где при покупке картины или постера вам на месте изготовят или помогут выбрать раму.

Некоторые поклонники багета используют его в интерьере, обрамляя окна и дверные проемы, делая из багета плинтус и даже имитируя планками лепнину на потолке. А еще багетом окружают плазменные панели и аквариумы, встроенные в стену, - чем не живые картины? Так что смело экспериментируйте!

Выбор есть!

Сейчас в Россию импортируется багет из стран Западной и Восточной Европы, Великобритании и США. По результатам небольшого опроса среди профессиональных багетчиков складывается следующая картина: по дизайну бесспорным лидером является Италия, что, в общем, неудивительно. Очень интересными для любителей антикварных изделий покажутся разработки испанских фабрик, склонных использовать в декоре элементы старинных стилей. Для Великобритании, которая известна в мире как поставщик прогрессивных дизайнерских идей, багетный бизнес не стал исключением: с туманного острова везут профиль, из которого получаются стильные рамы для современной графики. А качественные изделия немецких производителей отлично подходят для простых строгих рам. При этом дороже всего багет производства Великобритании, за ним в порядке убывания идут изделия из Германии, Италии, Испании и России.

В последние годы в нашей стране стали появляться фабрики по производству багета, предлагающие большой выбор неплохого и сравнительно недорогого товара. Пока профессионалы сходятся во мнении, что отечественные производители еще не вышли на высокий уровень качества и дизайна в силу небольшого опыта, ведь новейшему российскому багетному рынку всего лет десять. На сегодняшний день это очень динамичный бизнес, и на самой важной международной профессиональной выставке багетчиков SACA-Quadrum (она проводится в феврале в итальянском городе Болонья) уже никто не удивляется большому количеству представителей России. Тем не менее, моду нашим потребителям пока диктуют европейские страны.

Выбор багета, как уже говорилось, дело ответственное - любоваться результатом придется вам лично. Поэтому есть смысл отвезти картины и постеры, которые вы намереваетесь обрамить, в мастерскую: на месте можно будет приложить образцы багета и паспарту к изображениям и увидеть, как они сочетаются. Это можно делать лишь в том случае, если речь идет не об очень ценных произведениях. Сохранность картины - одна из главных проблем владельца. Разумеется, выносить ее на улицу без упаковки категорически противопоказано. Плотная бумага, упаковочный картон и полиэтиленовая пленка - это лучшие друзья картины на период ее пребывания на открытом воздухе. Случайный, даже несильный удар по натянутому на подрамник холсту мгновенно повреждает красочный слой: образуется заметная вмятина, от которой, если посмотреть на просвет, разбегаются паутинообразные трещинки (не путайте их с кракелюрами, которые появляются на масляной живописи от времени, - их особенно ценят любители антиквариата). Отреставрировать поврежденный холст самостоятельно довольно трудно. А графические произведения, выполненные на бумаге, чувствительны к влаге, солнечному свету, городской пыли. Все это может погубить и современное произведение, и, тем более, антикварную работу.

Так что лучше пригласить специалистов-багетчиков домой, особенно если вы владеете или ценной, или большой картиной, или же просто не рискуете сами возить ее в мастерскую и обратно. Часть багетных мастерских предоставляет полный сервис - от выезда сотрудников на дом для замеров и доставки готового изделия до монтажа оформленной картины на стене.

В зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также от его размеров, колорита, темы и других данных подбираются, в первую очередь, способ обрамления, цвет, профиль, орнамент и высота багета. Что бы вы ни предпочли - затейливые мотивы в стиле эпохи барокко или строгую алюминиевую рамку, - мысленно "впишите" это в свой интерьер, чтобы потом не удивляться результату. Если вы затрудняетесь с выбором, совершенно естественно спросить совета у сотрудников мастерской - в большинстве случаев там работают люди с художественным образованием.

Чтобы понять, что именно и зачем вам предлагают в багетной мастерской, посмотрим, из чего состоит законченное, оформленное художественное произведение, а заодно определимся с терминами. Полезно знать, что в оформлении произведений искусства существуют определенные традиции. Скажем, живописные работы, выполненные на холсте масляными, темперными или акриловыми красками, обрамляются не так, как, например, произведения графики. К понятию "графика" принято относить почти все, что изображено не на холсте, а на бумаге. Это могут быть рисунки карандашом, сангиной, углем, пастелью, в том числе восковой, тушью, а также гравюры, выполненные в разной технике, эстампы. Ценность этих работ - в их неповторимости, они сделаны рукой художника в единственном экземпляре. Наличие авторской (или не авторской) копии на их ценность не влияет. Другое дело - фотографии, постеры, плакаты, в общем, тиражные вещи. Но и они могут иметь художественную ценность или быть просто дороги вам как память. В любом случае эти изображения нанесены на бумагу и тоже нуждаются в защите и соответствующем обрамлении.

Антикварная картина - предмет, требующий особого внимания. Специалисты сходятся во мнении, что чем меньшее количество деталей будет заменено новыми при реставрации, тем лучше будет "себя чувствовать" произведение. Скажем, подрамники очень бережно укрепляют, повреждения реставрируют и места ремонта искусно состаривают, чтобы они не выделялись на общем фоне; менять старинные подрамники стараются лишь в крайних случаях и с согласия клиента. Расползающиеся холсты аккуратно фиксируют на новой ткани - и уже ее натягивают на подрамник. Выбор багета для оформления таких работ требует хорошего знания истории живописи. Мастера стараются подобрать декор, соответствующий традициям эпохи, в которую была написана картина (если, конечно, заказчик не настаивает на других вариантах).

Багет, который идет на антикварные рамы, может содержать до 70 слоев различных грунтов, красителей, лаков (включая дорогой шпон, золочение, серебрение и патину).

Традиционно живопись не принято убирать под стекло. Высохший красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, подчеркивающую индивидуальность руки художника. Кроме того, масляная или темперная живопись может быть покрыта защитными лаками, имеющими разную степень блеска. Профессиональные художники и знатоки живописи справедливо считают, что стекло "смазывает" всю прелесть живой поверхности картины, даже если оно специальное, безбликовое. Исключение составляют музейные полотна особой ценности. Например, знаменитая "Джоконда", хранящаяся в Лувре, защищена пуленепробиваемым стеклом. К слову сказать, технология создания масляной живописи отработана веками и нацелена на длительную сохранность картин. Особенно хорошо выдерживают испытание временем изображения на деревянных поверхностях по левкасу (левкас - специальный грунт, применяемый в иконописи).

Основа живописного полотна - это преимущественно льняной холст, натянутый на подрамник. Натянутый холст покрывается грунтом, содержащим мел и различные клеевые составы, - их рецептуру художники иногда составляют сами. На высохший грунт наносится само изображение. Подбирая раму, нужно обязательно учитывать толщину подрамника. А если вы приобрели живопись на холсте, снятом с подрамника (такое случается совсем не редко), понадобятся еще и подходящий подрамник, и услуги по правильной натяжке холста. Натягивать картину на подрамник самостоятельно не советуем - надо знать технологию, и здесь велика опасность повредить красочный слой.

А вот для оформления графических произведений стекло как раз необходимо. Кроме него потребуются паспарту, иногда уплотнитель, задник и, конечно же, рама.

Багет

В зависимости от формы картины, рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести- или восьмиугольной. Багет - это расходный материал, планка. Он различается по материалам и профилю, а также по стилям и цветам. Материалы - древесина, металл (алюминий) и пластик - различаются по цене и потребительским характеристикам. Наиболее дорогим и весьма капризным материалом является дерево. Оно боится чрезмерной влаги или сухости, чувствительно к перепадам температуры. И, тем не менее, настоящая рама может быть сделана только из дерева, - это единодушное мнение всех багетчиков. Число вариантов декора и стиля деревянного багета почти бесконечно: подобрать раму возможно и к оригинальной голландской живописи, и к современной графике. Именно поэтому деревянная рама прекрасно вписывается в любой интерьер.

Для изготовления багета используют твердые (дуб, яблоня, вишня, орех, рамин, аюс) и мягкие (бальза, сосна, ель) породы древесины. Твердые за счет плотной структуры менее чувствительны к таким внешним факторам, как влажность и температура, что обеспечивает им более продолжительный срок жизни. Они чаще используются для производства тонкого багета. Из скромницы-сосны делают широкие планки. Благодаря пористой структуре ее древесина хорошо держит мастики и специальные пасты для формирования декоративных элементов. Производители наносят на багет до нескольких десятков слоев мастики, имитируя старинные рамы, и даже припудривают его для большей достоверности искусственной пылью. На старинных рамах лепнина выполнялась из гипса, затем ее грунтовали и покрывали золотом или бронзой.

Алюминий наиболее долговечен и прочен, но производят из него в основном узкие прямоугольные рамки без рисунка. Хотя дизайн такого багета не отличается разнообразием, выбор цветов огромен. Мастера считают алюминий скорее офисным материалом, предлагая из него рамы для документов, дипломов, строгой графики, фотографий. Алюминий в доме, по их суровому мнению, годится только для интерьеров в стиле high tech или минимализм. Пластмасса - недорогой и универсальный материал; разнообразие орнаментов и размеров пластикового багета не ограничено. Кроме того, рамы из пластика легче деревянных, а выглядеть могут так же, с точностью до деталей (не каждый покупатель "на глаз" отличит деревянную раму от пластмассовой, хотя последняя имеет "мыльный" отблеск). С точки зрения профессионалов, основной недостаток этого "бездушного и холодного" материала - искусственная природа и "неспособность служить достойным обрамлением для настоящих произведений искусства". Для картин действительно большого размера пластмассу использовать не стоит: по определению, это довольно гибкий материал, а значит, может со временем деформироваться. Но для влажных помещений - ванной комнаты, кухни - он подходит, потому что не боится влаги и перепадов температуры.

Профиль багета - это силуэт, который виден на поперечном срезе планки. Делят профили на классические, обратные и плоские. Классический профиль создает эффект перспективы внутрь картины. Соответственно, обратный профиль дает противоположный эффект, как бы "выталкивая" изображение на зрителя. И совсем никаких "спецэффектов" не дарит плоский профиль - рама из простой декоративной планки.

В заключение следует упомянуть еще об одном "подвиде" багета. Окантовка, или слип, - это очень узкий багет, который создает дополнительную тонкую рамку между основной рамой и паспарту или между паспарту и изображением. Слип используют, если необходимо усложнить визуальное восприятие художественного произведения.

Рассчитать длину багета для прямоугольной рамы достаточно просто и самому. Картина измеряется по периметру, затем к длине прибавляется ширина багета, умноженная на 8 (это необходимо потому, что для формирования углов под 45° от багетных планок отрезается 8 угловых кусков, из-за чего внутренние размеры рамы уменьшаются). Скажем, если для картины размером 70×100 см требуется багет шириной 15 см, расчет ведут следующим образом: 70×70×100×100×(15×8)=460 см.

Стекло

Стекло защищает художественное произведение от воздействий внешней среды и просто придает работе аккуратный, завершенный вид. В большинстве мастерских вам предложат на выбор стекло нескольких видов: обычное, небликующее матовое, музейное и крилекс. Стандартная толщина - 2 мм.

Обычное стекло благодаря полировке становится почти идеально ровным и прозрачным. И все же это действительно обыкновенное стекло, которое бликует, надежно фиксирует отпечатки пальцев и довольно четко отражает происходящее вокруг, особенно когда на изображении, которое оно закрывает, преобладают темные тона. Тем не менее, это самый дешевый вид стекла и потому наиболее популярный. Тем более что правильно поставленный свет и элементарное протирание стекла позволяют свести минусы на нет.

Небликующее матовое стекло дешевле музейного, но дороже обычного. Благодаря особой обработке оно не бликует. Однако та же обработка придает стеклу легкий белесый оттенок. Чтобы рисунок не казался мутным, мастера рекомендуют помещать это стекло вплотную к изображению, прямо на лист, без промежуточного слоя паспарту. Но если речь идет о рисунке углем, сангиной или пастелью, от этого варианта придется отказаться.

Музейное безбликовое стекло (используется, как ясно из названия, в музеях и галереях) лишено всех перечисленных выше недостатков: его и не заметно на картине, и оно не бликует. Также защищает работу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Крилекс - защитное стекло, более распространенное среди профессиональных художников и фотографов, которым приходится возить работы (например, для экспонирования на выставках) с риском повредить при транспортировке. Крилекс сделан по тому же принципу, что и триплекс: 2 слоя стекла, сплавленные полимерной пленкой; при разбивании оно осыпается неострыми осколками, которые не могут порезать лист. Кстати, разбитое стекло - еще одна угроза целостности художественного произведения.

Паспарту

Паспарту - это лист плотного картона с вырезом посредине, служащий дополнительным обрамляющим элементом графического листа. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции: оно подчеркивает и оттеняет изображение, придает ему эмоциональную глубину и визуально отделяет от багета. Защитная функция паспарту - не позволить рисунку прижаться к стеклу, особенно когда "тесный контакт" может повредить изображение (например, если оно выполнено пастелью). Для наиболее ценных работ используется музейное паспарту - картон, произведенный из стопроцентного хлопка и не содержащий никаких вредных примесей.

Образцы картона для паспарту обычно выставлены в приемном пункте мастерской. Картон бывает однотонным (цвет лицевой стороны и среза одинаковы) и цветным (срез отличается по цвету от верхнего слоя). Стандартная толщина листа - 1,5 мм, но она может варьироваться от 1 до 10 мм. Любопытно, что в одну раму можно вставлять несколько листов паспарту разного размера и толщины - получается объемное оформление.

Уплотнитель и задник

Если вы обрамляете изображение на тонкой бумаге, которая не держит форму, вам обязательно потребуется еще один слой - уплотнитель. Для этой цели используется тонкий пенокартон. Фотографии, постеры, плакаты, карты, детские рисунки приклеиваются на него на специальном станке без морщин и пузырьков воздуха.

На стадии уплотнения в мастерских предлагают заламинировать работу - возникающий в результате слой не только прекрасно защитит ее от воздействия внешней среды, но может даже заменить стекло.

В большинстве мастерских делают несколько видов ламинирования - от самого простого до фактурного, создающего эффект холста или мятой бумаги.

Вышивку на ткани или батик, если это не старинные работы, можно нанести на пенокартон и даже заламинировать, если возникнет такая идея. Ценные изделия из ткани натягивают на жесткий картон или на подрамник, подобно холсту, и защищают от случайных заминов и деформации. Картон с обратной стороны обрамленной картины называется задником. Он служит для безопасности полотна, защищая его от попадания пыли и влаги. Для задника используют гофрокартон или плотный картон. Но технология производства предполагает содержание в них кислотных добавок, вредных для полотна, поэтому для ценных изделий используется безокислотный музейный картон. Для большей защиты внутренний стык между рамой и задником проклеивают специальным скотчем.

Если на обратной стороне полотна имеется ценный автограф художника или дорогая сердцу надпись, в качестве задника вместо картона можно использовать крилекс: безопасное стекло позволяет увидеть автограф и при этом не пропускает пыль.

Системы подвески

Мастерские хорошего уровня предлагают системы для подвески картин в интерьере. Стандартный комплект включает штангу для крепления длиной 1,5 м, четыре лески по 15-30 см с металлическими фиксаторами, трос и несколько крючков. При стартовой цене $ 35 подобный набор - очень выгодное приобретение. Судите сами. Штанги выпускаются в разных цветах и размерах. Прозрачная леска, независимо от ее толщины, почти незаметна между картинами; а если остается избыток лески, лишнее просто сматывается и прячется за последнюю висящую раму.

Телескопическая штанга, состоящая из двух частей, монтируется и на потолок, и на стену. Причем одна половина надежно крепится, а вторая половина "надевается" на нее сбоку. Фиксаторы лески одним движением руки устанавливаются внутрь штанги, на лесках размещаются крючки из расчета один крючок для одной картины. Все, готово. Берем картину, вешаем за трос на крючок - и получаем дома готовую картинную галерею. Прочность конструкции и длина лески позволяют завесить картинами всю плоскость стены от пола до потолка.

Подсветка картин

Последний штрих, который достойным образом завершит процесс создания домашней галереи, - подсветка картин. Если вы затеяли ремонт и при этом уже располагаете некоторым количеством произведений искусства, которые желаете развесить по стенам, лучше наметить места для них заранее. К точкам предполагаемой развески можно будет провести в стене скрытую электрическую проводку. Если же об этом не позаботиться заранее, остается один выход - система подсветки, шинная или на тросиках. Чаще всего ее приходится крепить к потолку.

Над одиночной картиной, висящей на стене, обычно располагают специальные светильники на двух "усах", регулируемые в нескольких плоскостях. Светильники бывают рассчитаны на одну или две лампы, что позволяет использовать их для подсветки и маленьких картин, и больших полотен (длина светильника доходит до 120 см). Регулировка дает возможность равномерно и эффективно осветить изображение. Рекомендуется размещать источник света на расстоянии 25-50 см от картины.

Системы для подвески большого количества картин требуют более сложной подсветки. Здесь идеальным решением будет шинная система с несколькими регулируемыми источниками. Шина крепится на потолке параллельно штанге подвески, и каждый светильник настраивается на "свою" картину так, чтобы равномерно охватывать всю ее площадь. Если намеренно установить шину с несколькими группами включения (то есть с возможностью включения отдельных ламп независимо друг от друга), можно "поиграть" с коллекцией, освещая разные картины.

Общие рекомендации по подсветке: она должна быть хорошо отрегулирована, установлена на достаточном расстоянии от изображения, с безвредными для полотен лампами. Предпочтительнее всего использование светильников с люминесцентными лампами: во-первых, они не нагреваются в процессе эксплуатации, а значит, не нанесут картине вреда. Во-вторых, люминесцентные лампы бывают различной цветности, то есть они излучают свет с преобладанием какого-то отдельного цвета спектра, что дает возможность усилить или, наоборот, ослабить цветовую гамму картины. Галогенные лампы желательно размещать на максимально отдаленном расстоянии от полотна - при работе они нагреваются. Что касается ламп накаливания, то их можно применять только с отражателем - на светильнике или на самой лампе (так называемые "зеркальные" лампы).

Контактная информация:

Тел: +7 (495) 226-01-91
Е-почта
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес: м. Пролетарская
ул. Динамовская д. 1а

Работы выполняем:
пн-чт 10:00 - 19:00
птн 10:00 - 18:00 
сбт-вск выходной

Наша мастерская:

Кожаные папки на заказКнижный переплетСоздание обложек для книгЛюбые материалыЭксклюзивные заказыПереплет дипломов, диссертацийЛюбые архивные коробаРемонт и реставрация книгПодшивки из кожи и не только

Богатый наряд

"В наше время переплеты книг уже не имеют того богатства наряда, каким отличались книги в знаменитую эпоху возрождения и процветания искусств; его заменила дешевка-убогая и аляповатая, заполнившая книжный рынок оттеснившая собою истинное искусство, которому не осталось места в душной ремесленной атмосфере."

Федоров "Домашний переплетчик" 1902 г.